Режиссер: Тимур Бекмамбетов Продюсеры: Гарри Барбер, Роджер Бернбаум, Салли Фрэнч, Дэвид Минковски, Айен Смит Сценарий: Марк Миллар, Джей Джи Джонс, Майкл Брандт, Крис Морган, Дерек Хаас В ролях:
Джеймс МакЭвой, Анджелина Джоли, Морган Фриман, Томас Кречман,
Константин Хабенский, Теренс Стамп, Коммон, Марк Уоррен, Дато Бахтадзе Композитор: Дэнни Элфман Оператор: Митчелл Амундсен Производство: США, 2008 Продолжительность: 110 минут
Цитата: «Я не Дуся!» - Уэсли Гибсон
С
высоты и широты экрана кинотеатров Тимур Бекмамбетов обожает задавать
простым зрителям вопросы. То дозорный Антон Городецкий спросит «А что
же мел не сработал?», то пьяный с горя Сергей Безруков заведет диалог с
таксистской на тему «Что она нашла а этом Екарном Бабае?». Теперь же, в
канун своего первого голливудского выстрела по сердцам и кошелькам
всего мира, Тимур через героя Уэса Гибсона интересуется: «Попал?»
Попал, чудо наше чудное, российско-казахстанское. Попал точно в цель,
сумев угодить всем. И тем, кто старательно ищет пищу для глаз, и
ценителям добротного юмора, и людям, которые на большом экране ищут не
менее большую смысловую начинку. И ветеранам, повидавшим «Матрицу» с
«Эквилибриумом», и простым зрителям. Возможно, разочарованными из зала
выйдут лишь завзятые бекмамбетоненавистники (сложился у нас в обществе
такой слой после предыдущих фильмов режиссера). Но их в расчет не берем
– чай, скромное меньшинство.
Начать разбор полетов хотелось бы с
самого неожиданного положительного момента фильма – его сюжета, на
удивление грамотного, в меру логичного, чуть-чуть трагичного и даже
местами непредсказуемого. Судите сами: можно ли было ожидать, что
стандартная история становления супергероя из офисного замухрышки, в
последние полчаса фильма сделает резкий поворот, на полной скорости
слетит с намеченной дорожки и отправится себе летать по
неконтролируемой траектории? Неконтролируемой, но при этом полностью
логичной и довольно понятной любому рядовому зрителю. Неконтролируемой,
но полностью меняющей отношение зрителей к центральным персонажам
картины. Неконтролируемой, но к финалу выходящей на ясную и чистую
Мысль, которую хотел донести режиссер. И мысль эта: фатализм – зло. По
мнению создателей картины, судьбы нет, а тот, кто ей покорен, или
влачит свое жалкое существование клерка, или умирает ради своей веры.
Вот такая вот загогулина. А вы говорите «тупой американский боевик»!
Когда за дело берется русский человек, стереотипы отпадают. И тогда
получается либо очень хорошо, либо совсем плохо. А, объективно глядя,
«совсем плохо» у Тимура Бекмамбетова не получается снимать уже лет эдак
пять.
Тем не менее, в «Особо Опасен» присутствует истинно-русская
черта, она же главная зараза наших последних фильмов. Мы, в отличие от
Запада, перфекционизмом не увлекаемся, а потому в картине нет-нет, да
проглядывают маленькие технические и монтажные ошибочки, несостыковочки
и недоделочки. Особенно это заметно в первый час экранного времени: то
с плотностью спецэффектов перебор, то практической значимости той или
иной сцены не понимаешь, то погоня выглядит довольно рвано, то пуля,
выпущенная протагонистом, огибает милую голову Анджелины Джоли по
неправильному баллистическому пути. То же и со сценарием: многие
второстепенные персонажи (весьма колоритные и разнообразные убийцы,
между прочим) не получают должного раскрытия по ходу фильма, а
смысловая ценность сцены возвращения героя в свою квартиру непонятна –
не за пистолетом же он вернулся? Впрочем, нет. Эта сцена стоит
просмотра хотя бы ради шедеврального «Вот это - мужик!» в исполнении
«лучшего друга» главного героя.
Но придирки – дело, как известно,
неблагородное. Благо «Особо Опасен» ругать можно только за них, а
многие фильмы схожей тематики грешат и более серьезными вещами.
Например, слабой актерской игрой (дружно не смотрим в сторону
«Телепорта»). Однако картина Бекмамбетова этого лишена, к лицедеям
претензий нет практически никаких. Главную роль великолепно исполнил
шотландец Джеймс МакЭвой, сумевший очень плавно показать весьма
непростую эволюцию своего героя, который из тихони-неудачника с
приступами тревоги постепенно превращается в уверенного убийцу,
берущего свою судьбу под контроль. Также персонаж Уэсли Гибсона лишен
некоей «двухмерности», присущей коллегам-супергероям: став киллером, он
подчас сомневается в том, что делает; а, чуть ранее, получив
долгожданную внутреннюю свободу, он отдается глупой мальчишеской
браваде. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем обреченным,
загнанным, полным боли и ярости взглядом, что демонстрирует МакЭвой в
предпоследней сцене (открывать ее содержание в целях избегания
спойлеров не будем). В общем, аплодисменты молодому актеру – истинный
талант.
Также очень неплохо сыграл Морган Фриман. Роль для него
была, в общем-то, нетрудная – интеллигентный лидер братства убийц, с
седой бородой и в очках, который где-то глубоко внутри скрывает от всех
один очень неприятный секрет. В целом, стандартный набор штампов
«учитель главного героя», но зато добротно воплощенный на экране.
Особенно хорошо выглядит эпизод, в котором персонаж Фримана
рассказывает про свои грядущие планы и обосновывает мотивы произошедших
событий в истинно-бекмамбетовском диалоге с главным героем.
Наконец,
Анджелина Джоли – образец красоты, обаяния, сексуальности и
больших-больших губ. От нее можно было ожидать какого угодно образа: от
акробатически-подкованной Лары Крофт до мастерски владеющей любым
огнестрельным оружием миссис Смит. Но самоповторов актриса избежала, за
что ей большое человеческое спасибо. Ее Фокс умеет смеяться над
опешившим от неожиданности Уэсли, довольно строго и жестоко выполнять
роль его наставника, с грустью вспоминать свое прошлое, нежно целовать
главного героя, с горящими глазами бороться за жизнь персонажа
Константина Хабенского (о нем чуть позднее), с недрогнувшим лицом
обрекать свою любовь на смерть, а также смело и мужественно принимать
собственную судьбу. На этом, пожалуй, список великолепных проявлений
талантов мисс Джоли стоит закончить, а то уж давно бродим в опасной
близости от раскрытия сюжета. Скажем лишь, что она в фильме удивительно
к месту и довольно достойно смотрится как с мэтром-Фриманом, так и с
энергичным юнцом МакЭвоем.
По заявкам русскоязычной аудитории можно
посвятить небольшой абзац и Константину Хабенскому, который на этот раз
у Тимура сыграл не дозорного и даже не «мужчину с самыми серьезными
намерениями», а роль довольно эпизодическую – слегка помешавшегося на
крысах взрывотехника. Сыграл традиционно для его тандема с
Бекмамбетовым неплохо, хотя экранного времени у него дай бог, чтобы
минут на пять. Зато за эти пять минут он сначала поит главного героя
водкой (после чего Уэс мгновенно распознает в нем русского), затем на
его глазах взрывает крыску (что позже сыграет немаловажную роль в
развитии сюжета), а потом красочно, с обилием льющейся изо рта крови
умирает.
К слову о крови. Фильм действительно довольно жестокий –
уже на седьмой минуте через голову некоего Мистера Х очень красочно, со
всеми подробностями и с грамотным замедлением времени пролетает
вражеская пуля. Что при этом говорить о последней битве, в начале
которой главный герой в стиле незабвенного «Эквилибриума» Курта Уиммера
проносится по залу со станками, при этом кроша все на своем пути и
стреляя через череп захваченного противника? Но при этом Тимур
Бекмамбетов поразительно четко определил грань, за которую не стоит
заходить, чтобы не прослыть родственником «Пил», «Хостелов» и тому
подобных слешеров, где кровь льется галлонами, а отрубленные конечности
выставляются напоказ честному народу. В «Особо Опасен» отношение к
крови скорее более… эстетское, как способ показать то, что остается от
человека после смерти, без излишнего любования и акцентирования.
Грамотный подход. И весьма гуманный, надо заметить.
Наконец,
расскажем и о боевой составляющей фильма, благо она чудо как хороша. За
исключением некоторых вышеописанных моментов с передозировкой
спецэффектов, все смотрится на редкость бодро, слаженно и грамотно
поставлено. Тимур Бекмамбетов уже зарекомендовал себя как мастер
визионерского кино, а потому для «Особо Опасен» придумал очень занятный
прием, названный «крутящиеся пули». Его суть заключается в том, что
профессиональные убийцы могут стрелять так, чтобы пуля достигала цель,
скрытую за каким-нибудь препятствием, попросту огибая его. Разумеется,
очень часто этот прием показывается в замедлении времени, но особого
дискомфорта от этого не испытываешь. Даже наоборот: сидишь на кончике
кресла, жадно созерцая медленный и чертовски красивый балет длиной в
пару секунд. Что касается погонь, то они также выполнены ярко и
изобретательно, с вниманием к трагическим скрежетом мнущегося или
рвущегося металла. Крушение поезда – так с бьющимися стеклами,
залетающими внутрь салона «копейками», искрами и падающими вагонами.
Спорткар героини Анджелины Джоли преодолевает препятствие в виде
полицейского кордона? Значит, надо обязательно привести в исполнение
сложный акробатический пируэт и приземлится прямо на стенку автобуса,
попутно этот автобус переворачивая. Блестящие сцены. Как по задумке,
так и по исполнению.
Итак, пора подвести итоги. «Особо Опасен» -
фильм высшей пробы, соединивший в себе как Америку, так и Европу. От
первой ему досталась зрелищность и визуальная красота, поддерживаемая
голливудскими финансовыми мощностями (и, к слову, выстроенная на
русских компьютерах). От второй – интересный сюжет, яркие персонажи и
отличный сценарий, сочетающий блестящие юморески со вполне серьезными
монологами. Стоит ли Тимуру остаться в Голливуде? Да, несомненно.
Впрочем, сомневаюсь, что после ожидаемого кассового успеха, американцы
его куда-либо пустят. Ибо такая корова, как писал классик, нужна
самому. России же остается только радоваться и гордится первым удачным
выступлением нашего режиссера в жанре большого западного боевика со
смыслом. Жанра редкого. Но такого притягательно-завораживающего.
Ну и, разумеется
|